Выбрать страну

Rus | Eng
» » Цифровые рынки Индии и Китая: в погоне за лидерством
Цифровые рынки Индии и Китая: в погоне за лидерством

В последнее время глобальная цифровая экономика перешла к важной вехе: количество пользователей Интернета в двух странах – Китае (чуть более чем 800 миллионов пользователей) и Индии (500 миллионов пользователей) – превысило совокупное число пользователей Интернета в 37 странах ОЭСР. В обеих странах пользователи проводят больше времени в Интернете, чем в среднем по миру – 5,9 часов в день, и это далеко не предел. В настоящий момент отмечено менее 60% населения Китая в Интернете, в то время как в Индии этот показатель составляет менее 25% – это один из самых низких показателей в мире.


Хотя существует соблазн объединить Китай и Индию в качестве нового цифрового рынка, между этими двумя странами существует несколько важных различий, особенно для международных организаций и стран, которые хотят инвестировать. В системе классификации Digital Evolution Index (DEI) они находятся на «цифровом юге», что означает, что полное развертывание и внедрение онлайн-систем в этих странах все еще находится в разработке. Исследование DEI классифицирует Китай и Индию как «Break Out», что означает, что они испытывают сильный цифровой рост. В Китае насчитывается 783 миллионов пользователей смартфонов, и, как сообщила администрация киберпространства Китая, в январе 2017 года на мобильных платёжных платформах было зарегистрировано 469 миллионов человек. Это также крупнейший в мире рынок электронной торговли. И Индия стремится к тому, чтобы стать самой молодой страной в мире к 2020 году, и ожидается, что объём денежных средств, оборачивающихся в ее цифровой экономике, увеличится с 413 миллиардов долларов на данный момент до 1 триллиона долларов к 2025 году.


И Китай, и Индия создают барьеры для входа для иностранных игроков. Наиболее очевидное различие между двумя рынками заключается в том, что Китай в основном закрыт для международных игроков из-за государственных ограничений, в то время как Индия технически открыта для бизнеса. Крупнейшие американские компании вкладывают значительные средства в Индию – как и китайские компании, такие как Alibaba и Tencent. Однако в Индии имеются барьеры, которые менее заметны. Рассмотрим два примера:


Языки: Язык создает высокий барьер для входа или роста для любой компании. Менее 100 миллионов человек из 700 миллионов грамотных жителей Индии могут читать или писать по-английски. Есть 32 разных языка с миллионами говорящих по всей Индии, тогда как в Китае мандарин понимается большинством. В Индии 90% зарегистрированных в стране публикаций не имеют веб-сайта из-за языковых барьеров, а 95% видео потребляется на местных языках. Крайне важно использовать по крайней мере пять индийских языков, чтобы действительно проникнуть на этот рынок.


Протекционистская политика: в то время как протекционистская политика Китая прозрачна, протекционистская программа Индии подаётся в формате правил и бюрократии. Например, недавно предложенная политика правительства Индии в области электронной торговли и аналогичный порядок со стороны центрального банка страны направлена на запрещение хранения данных о том, что индийские потребители электронной коммерции находятся за пределами Индии. Многие международные игроки рассматривают это как предпочтение доморощенным цифровым компаниям и случай, когда Индия заимствует данную идею у Китая, который требует локального хранения китайских пользовательских данных, считается очень «чувствительным».

Несколько международных игроков, действующих в Китае, расширили входные барьеры посредством адаптивных (а иногда и рискованных, сложных или противоречивых) стратегий, в то время как другие, которые были заблокированы – например, Google и Facebook – продолжают экспериментировать с способами соблюдения государственных ограничений, порождая новые споры. Параллельно компаниям необходимо будет адаптировать свои подходы к рынку Индии.


И Китай, и Индия имеют правительства, которые глубоко вовлечены в организацию цифровой экономики и данных граждан. Хорошо известно, что правительство Китая имеет амбициозные цели для цифрового будущего страны. Согласно анализу китайского исследователя Адама Сегала, президент Китая Си Цзиньпин «стремится создать «неприступную» систему киберзащиты, получить больше прав в управлении Интернетом, укрепить больше компаний мирового класса и стать лидером в передовых технологиях». Документ Госсовета от июля 2017 года направлен на то, чтобы к 2025 году Китай стал лидером AI в мире.


В контексте этой повестки дня правительство Китая собирает обширную базу данных о своих гражданах с помощью китайских технологических компаний, которые регулярно синхронизируются с правительством. Данные составят систему социального кредита, которая, как ожидается, будет обязательной к 2020 году. Каждый «социальный кредитный рейтинг» гражданина Китая, используя государственные и частные источники данных, может определить, какие услуги – от аренды без депозита до бронирования авиабилетов и знакомства с государственные услуги – доступны для граждан. Частные компании, такие как Alibaba и Tencent, стали огромными репозиториями пользовательских данных, с помощью которых они могут лучше проектировать и настраивать новые сервисы, распознавать ключевые пользовательские атрибуты, такие как кредитоспособность и алгоритмы передвижений. Они также помогают правительству с необходимыми данными и алгоритмами. Это государственно-частное сотрудничество не только способствует государственным целям наблюдения за гражданами и сохранения общественного порядка, но также предоставляют данные пользователей, что улучшает возможности AI в Китае.


Между тем, правительство Индии также имеет амбициозные цели для развития цифровой экономики страны. По сравнению со своими китайскими коллегами, власти Индии сосредоточились на фундаментальных принципах – на недорогом доступе к цифровым инструментам и создании открытой и взаимозаменяемой инфраструктуры. Страна приступила к широкомасштабной инициативе Digital India, которая охватывает все: от широкополосных «автомагистралей» до электронного управления и цифровой грамотности. В Индии также планируется создать 100 «умных городов» в сотрудничестве с государственными учреждениями и частными компаниями.


Как и Китай, Индия также имеет базу данных граждан. Целью создания такой базы данных являлось формирование общепринятой идентификации для содействия инклюзивному доступу к различным услугам в стране, так как сейчас многие из них исключены из-за отсутствия ключевой документации. Нанданом Нилекани, являющийся основным инициатором этой стратегии, пионером по технологиям и соучредителем Infosys, отмечает, что её основная идея заключалась в том, чтобы «предоставить пользователям технические и юридические инструменты, необходимые для контроля своих данных».


Нилекани возглавил инициативу, которая создала систему Aadhaar – в неё вошло 1,2 миллиарда граждан. Aadhaar стал основой для «индийского стека» – крупнейшего в мире API, который позволяет любому предприятию, частному или общественному, создавать сервисы и связывать их с уникальной индивидуальностью каждого человека.


Хотя каждая страна выбрала другой путь, оба рынка формируются правительствами, определяющими структуру и работающими с частным сектором. Разумеется, государственные базы данных граждан создают множество проблем. Социальная кредитная система Китая вызывает беспокойство по поводу массового наблюдения «Оруэлла». Кроме того, растущее использование технологий распознавания лиц в Китае усиливает беспокойство по поводу конфиденциальности и чрезмерного контроля правительства.


В Индии Aadhaar все чаще становилась обязательной для частных услуг, таких как мобильная связь, банковское обслуживание и бронирование авиабилетов, а также правительственных программ, вызывая проблемы с конфиденциальностью и защитой интересов потребителей. Сама база данных Aadhaar оказалась небезопасной, и ее пользователи были обеспокоены как коммерческим злоупотреблением данными, так и государственным надзором за гражданами. Как и в Китае, Индия также приняла предложения по добавлению распознавания лиц в базу данных. Обязательный аспект Aadhaar был повторно рассмотрен после юридического оспаривания, и Верховный суд страны постановил, что, хотя система удостоверения личности является конституционно действительной и требуется в качестве удостоверения личности для государственных программ, она не может быть назначена обязательной для частных услуг.


Компании, желающие выйти на любой из этих рынков, должны быть готовы к тому, что от них потребуется глубокое знание цифрового ландшафта, который активно формируется правительством. Им также придется бороться с некоторыми сложными вопросами конфиденциальности; в Китае правила игры по этим вопросам более ясны, в то время как в Индии правила могут меняться с политическим курсом, а также в результате последствий юридических проблем.


Эксперты прогнозируют три возможных варианта догоняющего сценария:


Во-первых, если Индия заберет импульс Китая, она достигнет нынешнего уровня цифровой эволюции Китая к 2029 году.


Во-вторых, если бы Индия могла ежегодно достигать 3% роста по нескольким драйверам, то к 2022 году она могла бы достичь нынешнего уровня цифровой динамики Китая; этими драйверами являются: физическая инфраструктура, государственное содействие сектору ИКТ, цифровой доступ, использование цифровых денег и платежей, национальные инвестиции в НИОКР, цифровое отслеживание бизнеса, ликвидация разрыва с мобильным Интернетом.


В-третьих, если Индия сможет выполнить следующую комбинацию темпов роста, она может достичь нынешнего состояния цифровой эволюции Китая к 2024 году.


– 18% ежегодный рост гендерного цифрового включения

– 3% ежегодный рост физической инфраструктуры

– 3% годовой прирост национальных инвестиций в НИОКР

– Доступность цифрового доступа на 1%


Этот анализ показывает, что сокращение цифрового разрыва находится в пределах досягаемости Индии.

 

Если вас интересуют вопросы ведения бизнеса в Индии и Китае, обращайтесь в Российско-Азиатский Бизнес Союз.



Перевод статьи "Competing in the Huge Digital Economies of China and India”

https://hhbr.org



Связаться с нами Если у Вас возникли вопросы или предложения, пожалуйста, напишите или позвоните нам.