Выбрать страну

Rus | Eng
» » Индонезия: экономика, финансы, торговля
Индонезия: экономика, финансы, торговля

Индонезийская экономика будет по-прежнему оставаться в числе быстро развивающихся экономик мира. Среднесрочные и долгосрочные перспективы экономики страны представляются оптимистичными благодаря наличию богатых природных ресурсов, хорошей демографии, большому внутреннему спросу и поддержки государства. Тем не менее, высокий дефицит бюджета, подверженность стихийным бедствиям и снижение доли иностранных инвестиций являются определяющими негативными факторами.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Индонезия - одна из самых быстро развивающихся стран мира. Она является пятой по величине экономикой в Азиатско-Тихоокеанском регионе (в долларовом выражении) и четвертой по численности населения в мире:

- Впервые с 2011 года ежегодный рост ВВП вырос с 4,9% в 2015 году до 5,0% в 2016 году благодаря росту потребления (на который приходилось более половины ВВП в 2016 году) и более высокой потребительской уверенности, чему способствовали низкие процентные ставки, более высокая заработная плата и быстро растущий средний класс;

- Как сектор услуг, так и производство в значительной степени способствуют развитию экономики. Учитывая высокую численность населения и разнообразие сельскохозяйственной продукции, в производственном секторе Индонезии, на долю которого приходилась почти четверть валовой добавленной стоимости в 2016 году, преобладают такие отрасли, как продукты питания и напитки, табак и текстиль. Значительную долю в экономике Индонезии также занимает автомобильный сектор, благодаря которому за последние несколько лет страна получила значительные инвестиции от нескольких автопроизводителей;

- Экономическая ситуация в Индонезии будет оставаться на высоком уровне по сравнению с большинством развивающихся рынков. Устойчивые цены на сырье наряду с низкими процентными ставками будут способствовать притоку инвестиций. Однако подверженность стихийным бедствиям в сочетании с растущим неравенством доходов может оказать негативное влияние на экономический потенциал страны.

 

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Инфляция упала до рекордного уровня в 3,5% в 2016 году.

Банк Индонезии (BI) оставил свои ключевые процентные ставки неизменными с октября 2016 года:

- Годовая инфляция снизилась с 6,4% в 2015 году до рекордно низкого уровня в 3,5% в 2016 году из-за более низких цен на авиабилеты, межгородской транспорт и продукты питания. Тем не менее, ожидается, что непрерывный рост минимальной заработной платы и более высокая стоимость электроэнергии, а также топлива, приведут к росту инфляции в ближайшем будущем. В 2016 году правительство приступило к реализации программы «Морской дорожный путь», в которой основное внимание уделяется развитию крупных морских портов;

- Снижение инфляции позволило BI сократить свою базовую процентную ставку в несколько раз с 7,5% в 2015 году до 4,75% в 2016 году, что привело к повышению уровня денежного обращения. Чтобы избежать возможного оттока капитала в США в случае дальнейшего повышения процентных ставок, BI оставил свою ключевую процентную ставку неизменной с октября 2016 года;

- Несмотря на укрепление доллара США, связанного с ужесточением кредитно-денежной политики в Америке, индонезийская рупия укрепилась на 0,6% за 2016 год, опережая показатели большинства азиатских валют, благодаря более высоким темпам экономического роста и различным инициативам, предпринятым правительством для повышения доверия инвесторов и развития туризма.

 

ИМПОРТ

Значительная зависимость торговли от стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Общий импорт товаров в Индонезии значительно сократился - на 23,5% в долларовом выражении за период 2011-2016 из-за низких темпов роста цен на нефть и введения более высоких импортных пошлин на различные потребительские товары (включая продукты питания и одежду) в середине 2015 года.

Тем не менее ожидается, что рост импорта вскоре восстановится, отчасти из-за усиления внутреннего спроса:

- Несмотря на обладание значительными природными ресурсами, Индонезия зависит от импорта энергоресурсов для удовлетворения внутренних потребностей, главным образом - бензина, что связано с недостаточностью производственных мощностей для переработки нефти;

- при 69,1% общего импорта товаров, поступивших из Азиатско-Тихоокеанского региона (в основном из Китая) в 2016 году, Индонезия сильно зависит от бесперебойности поставок в регионе;

- Отказ от присоединения к Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) потенциально может оказать ограниченное влияние на торговый профиль Индонезии благодаря уже имеющимся торговым сделкам с большинством стран-членов ТТП. Членство в Экономическом сообществе АСЕАН (АЕС) позволит Индонезии улучшить торговые отношения со своими соседями. В июле 2016 года официально начались переговоры по Соглашению о всеобъемлющем экономическом партнерстве (CEPA) между Индонезией и Европейским союзом (ЕС). Подписание CEPA поможет Индонезии расширить свою рыночную базу и уменьшить ее зависимость от стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

ЭКСПОРТ

Запрет на экспорт полезных ископаемых и восстановление цен на нефть должны стимулировать экспорт.

Общий объем экспорта товаров сократился на 29,0% в долларовом выражении в период между 2011 и 2016 годами из-за падения спроса на международном рынке, главным образом - в Китае, снижения цен на нефть и запрета на экспорт железной руды с января 2014 года. Правительство смягчило запрет на экспорт минеральных ресурсов в январе 2017 года, что должно способствовать увеличению экспорта в будущем:

- «Минеральные ресурсы» были крупнейшей экспортной категорией Индонезии, что составляет почти треть общего объема экспорта товаров в 2016 году. Это свидетельствует о ее богатстве такими природными ресурсами, как нефть, уголь и природный газ;

- Индонезия экспортировала 59,5% произведённых общих товаров в Азиатско-Тихоокеанский регион в 2016 году. Это делает страну уязвимой при падении спроса в регионе, несмотря на то, что ее экспортная база по конкретным странам хорошо диверсифицирована;

- Более значительное сокращение импорта на фоне экспорта улучшило дефицит текущего счета с 2,0% ВВП в 2015 году до 1,8% в 2016 году.

 

ИНВЕСТИЦИИ

Правительство стремится инвестировать в инфраструктурные проекты.

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) увеличился в период 2010-2014 гг. благодаря благоприятным экономическим перспективам и основным инициативам, предпринятым правительством в области ПИИ. Однако в 2015 году ежегодный приток ПИИ сократился на 24,8% (по последним имеющимся данным) из-за усиления политической напряженности в стране накануне выборов:

- Интенсивность ПИИ также снизилась с 2,5% от ВВП в 2014 году до 1,8% в 2015 году, что свидетельствует о том, что ПИИ не являются ключевой движущей силой экономического развития;

- Темпы валового прироста основного капитала увеличились на 26,7% за период с 2011 по 2016 годы благодаря тому, что правительство сосредоточилось на улучшении общей инфраструктуры страны. China Railway International Co. Ltd и консорциум индонезийских государственных компаний построят железнодорожную дорогу протяженностью 142 км, стоимость которой составит $5,1 миллиард. Она соединит столицу Джакарту с Бандунгом в Западной Яве на юго-востоке;

- Индонезия внедрила ряд нормативных регулировок, которые привели к дальнейшей либерализации деловой среды. Тем не менее, относительно слабая логистическая инфраструктура и нехватка квалифицированных кадров остаются одними из насущных проблем.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Относительно низкий государственный долг.

Несмотря на сокращение субсидий на топливо, дефицит государственного бюджета Индонезии усугубился в течение 2011-2015 годов и оставался на постоянном уровне 2,5% от ВВП в 2016 году, главным образом из-за увеличения государственных расходов на инфраструктурные проекты и более низких, чем ожидалось, налоговых поступлений, полученных в результате законопроекта об амнистии налогов. Поскольку правительство продолжает выпускать облигации для финансирования своих крупных инфраструктурных проектов, государственный долг Индонезии постоянно увеличивался в течение 2011-2016 годов, однако он по-прежнему оставался стабильно низким - на уровне 27,9% ВВП в 2016 году.

Индонезия - страна с молодым населением, доля людей в возрасте 65+ лет составляла 5,3% от общего числа населения в 2016 году, но к 2030 году их доля увеличится до 8,4%. Соответственно, коэффициент зависимости от стареющего населения вырастет с 7,8% в 2016 году до 12,4%. Таким образом, правительство Индонезии не испытывает давления со стороны издержек, связанных со стареющим населением, вместо этого получая прибыль от возможного увеличения налоговых поступлений.

Связаться с нами Если у Вас возникли вопросы или предложения, пожалуйста, напишите или позвоните нам.