Выбрать страну

Rus | Eng
» » Что американские дети могут узнать в китайских школах
Что американские дети могут узнать в китайских школах

Когда Ленора Чу, жительница Китая китайско-американского происхождения, зачислила своего сына в элитарную государственную школу в Шанхае, ее ждало несколько сюрпризов. Ее сына заставляли есть яйца, которые он ненавидел. Когда Чу задала вопрос учителю касательно ее методов, она была подвергнута немедленному выговору за сомнение в авторитете учителя. Ее ребенка учили «правильному» способу рисовать дождь. И школа отказалась оказывать ему содействие с лекарством от астмы, потому что его состояние не требовало такого индивидуального внимания. В китайских школах учится именно группа, и отдельно взятый ребенок не имеет первостепенного значения.

И все же Чу не подвергла осуждению все эти меры, а вместо этого, наоборот, хвалила школу.

На основе полученного опыта она написала книгу «Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений», раскрыв секрет превосходных результатов по академической успеваемости в Китае. Она утверждает, что в основе успеха Китая лежит два аспекта. Во-первых, учителя обладают авторитетом, родители их уважают, и это обеспечивает превосходное обучение. Кроме того, с раннего возраста детям втолковывают, что усердие, а не врожденные способности, будет определять их успех.

«Китайский родитель знает, что ребенок заслуживает того, чему его учит учитель, не подвергая это даже малейшему сомнению. Другими словами, они дают учителю возможность выполнять свою работу», - писала она в Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа написала боевой гимн матери-тигрицы, в которой утверждается, что китайские родители не нянчат своих детей, тем самым воспитывая более сильных, более устойчивых (и высокоэффективных) личностей (вы можете, например, вспомнить, что она не позволяла своей дочери оставаться в гостях с ночевкой, опасаясь, что это помешает ее учебе). Чу утверждает, что учителя также с ними не церемонятся, и в результате дети развивают навыки и устойчивость, которые американской молодежи даже не снились. К ним с детства предъявляют высокие ожидания, и дети учатся их оправдывать. Именно способности порождают уверенность, а не похвала за простое участие.

Напротив, американские родители, как описывает их Чу, склонны думать, что культивирование уверенности в себе у детей имеет первостепенное значение, даже когда речь идет о хорошей оценке за посредственный математический тест. Чу стремится понять, какая система лучше готовит детей для будущего, а также какими должны быть правильные роли родителей и учителей. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право на оспаривание полномочий или уважение к авторитету?

 

Учителя заслуживают большего авторитета, чем родители

Для Чу и многих других существует определенная категория чрезмерно целеустремлённых, привилегированных американских родителей, которые в стремлениях привести к успеху своих детей отводят учителям всего лишь второстепенную роль, лишая их способности эффективно обучать наших детей. Родители подрывают авторитет этих учителей, полагая, что они лучше знают (и, честно говоря, единственное, что они знают о преподавании в большинстве случаев, это то, что они испытали лично, в классных комнатах, которые существовали еще до эры Интернета). Она пишет:

«Прогресс в области образования в США спотыкается о родительские права, которые мешают обучению: мы требуем привилегии для наших детей, которые имеют мало общего с образованием, и просим снисхождения в тех случаях, когда ученики не могут самостоятельно получить хорошую оценку. Как общество, мы ожидаем большего от наших учителей, в то же время стараясь взять на себя как можно меньше ответственности».

Аналогичные случаи часто наблюдаются в американской системе образования. Джули Литкотт-Хеймс, учитель средней школы и автор книги «Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни», утверждает, что любящие родители делают беспомощными своих детей в стремлении их защитить. Если мы самостоятельно разрешаем их споры на детской площадке или выпрашиваем им оценки у учителей, мы не даем им возможности изучать эти навыки и, таким образом, неспособны помочь им стать самостоятельными (и, таким образом, мы придем общество к такому явлению, как «Школа для взрослых»).

Андреас Шлейхер, руководитель дирекции образования в Организации экономического сотрудничества и развития, утверждает, что хорошие учителя являются важной частью академического успеха школ Шанхая. Он говорит, что учителя, за которыми он наблюдал в Китае, не рассматривают свою роль в качестве специалиста, обучающего ребенка предмету, а вместо этого формируют его ценности и характер. Дети принимают участие в уборке классных комнат; учителя сотрудничают с родителями. Он говорит, что учителя требуют высокой производительности, но они также помогают детям достичь ее. Результаты теста, проведенного 15-летним подросткам по всему миру в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, оказались в Шанхае крайне высокими по сравнению с средним показателем в США. Конечно, Шанхай - мегаполис, а США - гигантская, разнообразная страна, что делает сравнение сложным. Например, Массачусетс занял 9-е место по математике и 4-е место по чтению в 2012 году, что намного лучше, чем в целом по США.

Мина Чой, журналистка, которая отправила своих детей в начальную школу в Шанхае, подробно рассказала о плюсах и минусах образовательной системы Шанхая. У ее шестилетнего ребенка уходило три часа на домашнюю работу, и у него не было друзей (все были слишком заняты домашним заданием). Значительная часть обучения была связана, в том числе, с написанием эссе (ее сыну было предложено скопировать другие эссе, чтобы изучить искусство). Она иногда задавалась вопросом, сколько детей действительно понимают математику, а не просто запоминают ответ, не зная, как он вычисляется.

Но, по крайней мере, она сказала, что, если бы ей снова пришлось отдать детей в начальную школу, она бы сделала все точно так же. «Учебный процесс в ней строгий, требовательный, что подчеркивает значимость тяжелого труда», - сказала она.

Она не читала книгу Чу, но соглашается с тем, что отсутствие уважения к учителям в США является проблемой. Она уверена, что, по сравнению с родителями, опытный учитель больше знает о том, какими знаниями должен владеть 7-летний ученик, что он должен учить и как. «В Америке мнение родителя так же верно, как и мнение учителя. Так не должно быть». Отсутствие уважения сказывается на зарплате учителей США и том факте, что государственные и местные органы власти вкладывают очень мало усилий в свое профессиональное развитие. Жалобы американских родителей часто связаны с отсутствием веры в систему.


Дети могут справиться со школьной строгостью из лучших побуждений, как и в спорте

Как Чу, так и Шлейхер из Организации экономического сотрудничества и развития предполагают, что существует еще одно критическое различие между США и Китаем. Учителя в Китае считают, что каждый ребенок может преуспеть, независимо от дохода или происхождения. Они верят - и учат - что успех требует тяжелой работы и не зависит от врожденных способностей.

Результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся говорят не только о качестве образования, но показывают, что 10% самых неблагополучных 15-летних школьников в Шанхае демонстрируют лучшие математические навыки, чем 10% самых привилегированных студентов США и некоторых европейских стран.

Чу иронично отмечает, что американцы не боятся требовать от своих детей усердия и достижения высоких результатов в спорте. Если ребенок играет хуже всех в команде, то это значит, что ему нужно больше тренироваться, а не то, что он не способен пинать мяч. «Девятое место в 100-метровом забеге говорит нам о том, что Джонни нужно больше заниматься. Это не значит, что он слабее, и мы не думаем, что это как-то повлияет на его самооценку».

Исследования Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывают, что дети, которые считают, что важнее всего являются усилия, а не врожденные способности, достигают более впечатляющих результатов. Чу пишет: «Китайские дети привыкли бороться с трудностями, и они считают, что успех может быть достигнут каждым, кто готов ради него много работать». В результате правительство может возлагать большие надежды, и детей можно научить их оправдывать. Она отмечает, что в США «родители часто возмущаются, когда политики пытаются продвигать подобные меры», например, единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, в котором показано, что этнические азиатские дети превосходят белых в учебе благодаря приложенным усилиям, а не способностям, и они искренне убеждены в том, что это имеет значение.


Должны ли мы уделять приоритетное внимание отдельному ребенку или коллективу?

Ребенок часто находится в положении, при котором имеется лишь один победитель. Три часа домашней работы - это три часа, когда ребенок не играет с другими, не ходит на игровые площадки или в игровые комнаты и не тренирует свое воображение. Детство является очень коротким периодом, и многие считают, что оно должен быть защищено от экзаменов, рейтингов и стресса.

Вопрос в том, оправдывает ли себя строгость китайской системы.

Йонг Чжао, профессор Университета Канзаса, утверждает, что, хотя экономически развитые страны демонстрируют более низкие результаты во время тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, зато они, как правило, гораздо более успешны в предпринимательской деятельности (он ссылается на результаты крупнейшего в мире исследования - Глобальной модели предпринимательства). Исследовательское консультационное агентство ATKearney продолжило эту работу, показав, что в странах с наивысшей оценкой по тестированию средний уровень воспринимаемого предпринимательского потенциала оценивался менее чем в 50%. Таким образом, дети могут преуспеть в математике и естественных науках, но они не подают надежды на то, чтобы стать вторым Марком Цукербергом.

Чой, журналист, утверждает, что восточноазиатский подход имеет и другие фатальные изъяны. Многие дети – всего лишь дети, и их самоотверженность не знает границ. Родители готовы что-то делать для образования своих детей, а дети в ответ на давление часто чувствуют необходимость обманывать. Покидая Шанхай четыре года назад, Чой сказала, что образовательная система «не устойчива из-за коррупции, мелочной торговли оценками и непрозрачной системы определения оценок».

Более того, предоставление учителям полной власти не обязательно приведет к более высоким результатам. Чу цитирует одно исследование 2004 года, защищающее метод обучения с помощью прямых инструкций, когда учителя просто говорят детям, как решать проблемы – это наиболее распространенный в Китае метод. Хотя непосредственное обучение имеет ключевое значение для изучения некоторых вещей, контекст имеет значение, и есть много других исследований, которые доказывают, что, когда дети сами разбираются в чем-то, процесс обучения проходит гораздо более эффективно, и, вероятно, в этом случае дети демонстрируют большее желание учиться.

 

В реальности как у индивидуального, так и коллективного метода обучения есть свои преимущества. Чжао говорит, что США и Великобритания пытаются перенять опыт тестирования в Азии, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее монотонной и более сосредоточенной на поиске путей решения проблем и творчестве. «Жители Восточной Азии стали свидетелями ужасных последствий образовательного процесса для детей: высокая тревога, чрезмерный стресс, плохое зрение, отсутствие уверенности в себе, низкая самооценка и отсутствие жизненных навыков», - пишет он. При менее экстремальном подходе в Финляндии, например, дети, которых получают небольшие домашние задания или пишут итоговые тесты, демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности и лучшие результаты по тестированию.

Чу говорит, что ее дети извлекли лучшее из обоих систем. «Мой сын изобретателен, когда он рисует, и у него отличное чувство юмора и неплохие навыки игры в теннис. Ни одно из этих качеств не было забыто, и теперь я разделяю мнение китайцев о том, что даже очень маленькие дети способны развивать целый ряд талантов».
 
Если вас интересует образование в Китае, пожалуйста, обращайтесь в Российско-Азиатский Бизнес Союз.
 
Перевод статьи "What American kids can learn from Chinese schools"
Связаться с нами Если у Вас возникли вопросы или предложения, пожалуйста, напишите или позвоните нам.